130 лет со дня рождения великого учителя Антона Семеновича Макаренко
Антон Семенович Макаренко – талантливый педагог-новатор, один из создателей стройной системы воспитания подрастающего поколения. Его имя широко известно в разных странах, его педагогические воззрения остаются, и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно ̶ не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду.
13 марта 1888 года в небольшом городке Харьковской губернии родился Макаренко Антон Семенович.
Биография этого человека буквально пронизана человеколюбием и постоянными творческими поисками. В отечественной науке его называли человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся.
В 1914 году он поступил в учительский институт в Полтаве, который успешно окончил в 1917 году.
В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей. В качестве здания для колонии был найден старый монастырь. Подопечными Макаренко А.С. стали беспризорники от 14 до 18 лет, собранные в течение нескольких дней на вокзалах и улицах. Этим ребятам А.С. Макаренко сказал: «Вы здесь хозяева. Нет кроватей – сделайте для себя кровати, нет столов – сделайте столы, стулья, побелите стены, вставьте стекла, почините двери...». С первых дней работы он установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно. В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение.
Подобный успех был связан, прежде всего, с личностью самого Макаренко, и после его смерти ничего подобного уже добиться никому не удалось.
Согласно мысли великого педагога, цель любой работы по воспитанию должна определяться общенародными интересами. Важным моментом этой философии была мысль о том, что педагогические средства или их комплекс не могут быть постоянными и действующими равно эффективно во всех условиях.
Главным методом во всей педагогической системе Макаренко был метод высоких требований к себе, что буквально означало тотальный самоконтроль своих действий воспитателем (или родителями). Он твердил, что простой, серьезный и искренний тон во взаимоотношениях воспитателя-родителя и детей обеспечит успешность выполнения педагогических задач.
Студентка 3 курса медицинского факультета № 2
по специальности "Педиатрия"
Шевченко Оксана