Учебно-методическая работа
Методический кабинет
Методический кабинет – это структурное подразделение учебно-методического отдела нашего университета.
Основное назначение методического кабинета:
- создание условий для оказания преподавателям и сотрудникам нашего университета широкого спектра учебно-методических услуг;
- работа по повышению качества подготовки специалистов на основе комплексного подхода к совершенствованию преподавания, содержания, организации и методов обучения.
Задачи методического кабинета:
- формирование ежегодного плана методической работы;
- определение основных направлений методической работы;
- унификация единого подхода к решению учебно-методических вопросов в университете с учётом достижений высшей школы;
- проведение необходимых консультаций по разъяснению приказов и распоряжений, касающихся методической работы;
- организация сбора материалов по положительному опыту методической работы в вузе;
- организация и проведение ежегодных научно-методических конференций;
- организация конкурса на лучшую учебно-методическую разработку;
- обмен опытом методической работы с другими вузами;
- формирование плана издания учебно-методических изданий совместно с издательским центром нашего университета;
- подготовка литературы, материалов (приказов, распоряжений, указаний и т. д.) для руководства вуза и по запросам членов методического совета, методических комиссий факультетов/институтов;
- делопроизводство комиссий университета;
- делопроизводство методического кабинета;
- обеспечение отчетности по методической работе университета.
Пути достижения назначений методического кабинета:
- проведение заседаний научно-методических комиссий;
- проведение курсов повышения квалификации преподавателей;
- проведение семинаров и заседаний научных клубов;
- проведение совещаний с председателями учебно-методических комиссий, консультаций по вопросам конструирования и проведения учебных занятий, организации образовательного процесса и методической работы в вузе;
- проведение совещаний по агитационной и воспитательной работе вуза и др.
Направления работы методического кабинета:
- работа по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта работы преподавателей;
- работа по определению уровня педагогического мастерства соискателей на соответствующее учёное звание;
- внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, инновационных методов, средств активации познавательной деятельности студентов;
- содействие комплексному методическому обеспечению учебных дисциплин и специальностей;
- пропаганда передовых методов обучения;
- организация постоянно действующей выставки учебно-методической литературы по актуальным вопросам учебного процесса.
Принципы организации методического кабинета:
- Доступность (должен быть доступен каждому преподавателю, иметь гибкий график работы).
- Креативность (материал, представленный в кабинете, должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства).
- Наглядность (наличие реальных документов, отчётов, УМК, конкурсных работ и др.).
- Научность и актуальность (эффективное и своевременное информирование сотрудников университета о новых разработках в педагогике и психологии высшей школы, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы подготовки врача/фармацевта).
- Эстетичность (все оформление должно быть выполнено со вкусом, располагать к беседе, творческой работе).
Что хранится в методическом кабинете:
- Законодательные акты и нормативные документы, необходимые для разработки учебно-методического комплекса.
- Рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с реестром, унифицированные по утвержденной в университете форме.
- Материалы по конструированию учебных занятий.
- Выставка учебно-методических материалов каждого факультета.
- Материалы конференций, периодических изданий, сборников трудов, научных статей, издаваемых в нашем вузе издательским центром.
- Лучшие образцы конкурсных и курсовых работ и проектов.
- Годовые отчёты по методической работе кафедр и подразделений.
- Материалы комплексной проверки университета.
Перспективы и планы:
- Создание медиатеки с материалами по обобщению передового педагогического опыта работы профессорско-преподавательского состава университета (в т. ч. примеры лекционных материалов, семинаров, практических занятий крупных учёных и преподавателей как нашего университета, так и вузов других стран).
- Приобретение видеоматериалов для преподавания в медицинском университете, в т. ч. гуманитарных, точных, специальных дисциплин и др.
Учебно-методический кабинет (УМК) – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с требованиями, основной образовательной программы, рабочей программы дисциплины и согласно учебному плану.
Это один из основных элементов организации образовательной деятельности. Это фактор, обеспечивающий качество образования.
Цель создания УМК – предоставить обучающемуся полный комплект учебно-методических материалов для изучения дисциплины.
УМК учебной дисциплины должен быть подготовлен в печатном и электронном формате; хранится на кафедре (постоянно находится в работе у студентов и преподавателей, а не лежит под замком) и в методическом кабинете (пример на выставке; принимает участие в конкурсе на лучший УМК университета, а не закинут под стол).
Учебно-методические материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логическое и последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств обучения (IT-технологии), позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике, и требуют постоянного обновления.