Применение новейших трёхмерных технологий виртуальной реальности в преподавании стоматологических дисциплин
В рамках зимней учебно-методической конференции «Компетентностный подход и новейшие дистанционные технологии в медицинском образовании Луганской Народной Республики», которая проводилась 25 января 2022 года в нашем университете, кафедрой хирургической стоматологии был продемонстрирован мастер-класс практического занятия по местному обезболиванию в хирургической стоматологии с использованием шлема виртуальной реальности.
Компетентностный подход в преподавании стоматологических дисциплин, с точки зрения нашей кафедры, должен, прежде всего, дать возможность будущему стоматологу освоить базовые практические компетенции, соответствующие учебной программе той или иной дисциплины.
К большому сожалению, во время дистанционной формы обучения трудно достичь выполнения этой задачи. Данная проблематика побудила коллектив кафедры к поиску новых подходов и технологий для улучшения качества дистанционной визуализации демонстрационных препаратов.
В процессе изучения стоматологических дисциплин хирургического профиля, отправной точкой являются вопросы топографо-анатомических особенностей строения органов челюстно-лицевой области.
Ассистент кафедры хирургической стоматологии Бибик И.В. с группой студентов-кружковцев (Ковалёва Мария, Лебедь Даниил, Удуд Елена, Висягина Виктория) продемонстрировали проведение практического занятия, посвящённого изучению анатомических особенностей строения и иннервации верхней челюсти в виртуальном пространстве.
В начале занятия преподаватель надевает шлем виртуальной реальности, а студенты входят в 3D-пространство через свои гаджеты (ноутбуки, планшеты, смартфоны). На первом этапе преподаватель проводит объяснение темы занятия, демонстрируя в виртуальном пространстве все анатомические структуры верхней челюсти и иннервирующего его тройничного нерва. После разъяснения материала, переходят к опросу студентов. Описывая технику проведения проводниковых методов анестезии, удаётся детально разобрать и изучить топографию места инъекции и зону обезболивания в условиях виртуальной реальности.
Применение технологий виртуальной реальности в преподавании стоматологических дисциплин будет способствовать более глубокому освоению как общепрофессиональных, так и профессиональных компетенций. Продемонстрированный мастер-класс позволит освоить профессиональную компетенцию №9 – «Готовность к ведению и лечению пациентов со стоматологическими заболеваниями в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара», утверждённую в Рабочей программе преподаваемой дисциплины.
Безусловно, для того что бы подготовить хорошего специалиста, недостаточно теоретических знаний, полученных дистанционно и виртуально. Важны мануальные ощущения при проведении той или иной манипуляции, которые могут быть обеспечены только взаимодействием студентов с пациентами, под контролем преподавателей. Однако, понимая сложную эпидемиологическую ситуацию, наша кафедра продолжает поиск новейших цифровых решений, которые позволят улучшить качество освоения компетенций в случае продолжения дистанционного обучения, или могут стать дополнительным средством освоения материала при очном образовании.
Заведующий кафедрой
хирургической стоматологии
проф. Лукьянов В.Г.