Когда-то грамотным считали того, кто умеет читать и писать. Сегодня знаний букв и умений складывать их в слова недостаточно. В современном обществе возникла проблема, связанная с умением понимать смысл прочитанного или услышанного.

Этой проблемы коснулась в своей статье Дарья Сокологорская.

Для начала хотелось бы обратить внимание на само понятие «функциональная безграмотность» или «функциональная неграмотность». Функциональная неграмотность – это неумение правильно понимать прочитанные тексты и неумение написать сложный и связный текст, а также неумение ясно выражать свои мысли и чувства.

Функциональная неграмотность не адекватна традиционному представлению о неграмотности.

Эта проблема оказалась настолько острой, что 1990 г. по инициативе ЮНЕСКО был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом грамотности (МГГ). В течение 1991 г. подводились итоги соответствующих мероприятий во многих странах и международных организациях. В настоящее время на их основе разрабатываются законодательные акты, решения, планы и программы по предупреждению и преодолению неграмотности в различных ее формах.

С проблемой функциональной безграмотности мы, как преподаватели, сталкиваемся очень часто.

В рамках исследования нами было установлено, что правильно и осмысленно воспринимать тексты способны 29,6 % студентов-медиков, не воспринимает и не может ответить ни на один вопрос по тексту – 9,6 %. Правильно и четко создавать собственные тексты может около 6,2 % студентов. Обобщенные результаты по оцениванию умений воспринимать и создавать собственные тексты выглядят так: 18 % студентов имеют высокий уровень данных умений и навыков, 24 % – достаточный, 40 % – средний, 18 % – низкий. Всё это свидетельствует о наличии функциональной безграмотности и у наших студентов.

Демонстрацией этого являются сочинения, которые абитуриенты пишут на вступительном экзамене по русскому (украинскому) языку. Редко встретишь сочинение, написанное правильно, чётко, логично и содержательно. Одна из причин этого – это то, что молодёжь практически не читает художественную литературу. Абитуриенты считают, что знание русской и зарубежной литературы ограничивается сказками о Колобке, Русалочке, Золушке, Белоснежке, трех поросятах и, конечно же, – о Гарри Поттере. Комичными являются работы, утверждающие, что «Айболита » написал Чукотский, «Мастера и Маргариту» – Гоголь, «Евгения Онегина» – Достоевский, «Ромео и Джульетту» – Гамлет, а «Анку Каренину» – Булгаков.

В процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла на І и ІІ курсах возникают трудности при восприятии учебной информации и её воспроизведении. Часто студенты не умеют выделять главное, обобщать, строить гипотезы, делать выводы. Им сложно работать с научной литературой, поэтому при подготовке к занятиям они ограничиваются доступной (поэтому часто недостоверной) информацией из Интернета.

Как в повседневной жизни проявляется функциональная неграмотность, почему она стала расцениваться как явление, представляющее опасность для общества, каковы причины развития этого процесса и как с этим бороться? На все эти вопросы отвечает Дарья Сокологорская в статье «Функциональная безграмотность».


Зав. кафедрой философии, социальных и гуманитарных наук доцент Черных И. А.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ 000085 выдано Министерством связи и массовых коммуникаций ЛНР 26.07.2017 года.

При использовании материалов активная ссылка на https://www.lgmu.ru обязательна.

2022 © ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ»