Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Цифровая трансформация образования: актуальные проблемы»
24 апреля на базе кафедры медицинской, биологической физики и информатики ФГБОУ ВО «ЛГМУ им. Святителя Луки» Минздрава России состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Цифровая трансформация образования: актуальные проблемы».
В условиях динамично меняющегося мира, широкого использования информационных технологий в обучении особенно возрастает значимость цифровой трансформации системы образования для самореализации личности. Качество, содержание и доступность образования, соответствие потребностям конкретной развивающейся личности определяет состояние интеллектуального потенциала современного общества.
В рамках конференции обсуждались современные тренды и актуальные проблемы в следующих сферах образовательной деятельности:
- проблемы и тенденции цифровой трансформации высшего образования;
- цифровая среда образовательной организации: сервисы и ресурсы;
- технологии искусственного интеллекта в образовании;
- актуальные организационные, психолого-педагогические и дидактические аспекты информатизации образования;
- цифровые инструменты оценочных процедур и мониторинговых исследований;
- внедрение дистанционного, электронного и смешанного формата обучения в образовательных учреждениях разного уровня.
В конференции приняли участие признанные в научной среде доктора и кандидаты наук, молодые учёные, студенты, а также эксперты из различных регионов Российской Федерации.
Наиболее популярным направлением конференции стали проблемы и тенденции цифровой трансформации высшего образования. С большим интересом были восприняты доклады «Цифровизация и проблемы внедрения в систему образования» Амиралиева А.Д. (доцент, г. Махачкала), «Цифровизация и риск «потери информации» Корсунова К.А. (профессор, г. Луганск), Чаленко А.В. (доцент, г. Луганск), Харченко Е.И. (доцент, г. Луганск). Активно обсуждался доклад «Образовательные программы в цифровой трансформации медицинского университета» коллег-учёных из г. Саранска Правосудова Р.Н. и Правосудова А.Р. Практические аспекты цифровой трансформации представлены в докладах «Определение уровня радиационного фона с использованием цифровой лаборатории Releon» (Воробьёв С.Г., Гречка В.А. и Бочаров О.А., г. Луганск) и «Применение цифровых лабораторных стендов для научно-исследовательских и учебных проектов» (Чаленко А.В., Лыштван Е.Ю., Каменев С.А., г. Луганск).
Сервисы и ресурсы цифровой среды образовательной организации рассмотрены в докладах профессора Везирова Т.Г. «Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования методической компетентности будущих магистров» (г. Махачкала) и наших коллег Дьяконихина А.В. и Россомахиной О.М. «Внедрение электронной информационно-образовательной системы университета» (г. Луганск). Данное направление является актуальным в современных реалиях, поэтому доклады вызвали интерес среди коллег-преподавателей.
Внедрение новых методов и инструментов преподавания и обучения повлекло за собой социальные преобразования, а они, в свою очередь, повсеместное проникновение искусственного интеллекта, как составляющей цифровых технологий, во все сферы жизни, в том числе и в образование. Применение технологии искусственного интеллекта для обучения в медицинских вузах были представлены в докладах «Современные реалии обучения иностранному языку в медицинском университете» (доцент Торубарова И.И, Герасимова В.В., г. Воронеж) и «Методологическое обеспечение практических занятий по дисциплинам искусственного интеллекта в медицинском вузе» старшего преподавателя кафедры-организатора конференции Приземиной И.Н.
Цифровая трансформация коснулась всех областей: политической, экономической, культурной, но, в первую очередь образования и процесса формирования будущего специалиста. Актуальные организационные, психолого-педагогические и дидактические аспекты информатизации образования рассмотрены в докладах заведующего кафедрой-организатора конференции, доцента Берёзкиной И.А. «Цифровые компетенции преподавателя высшей школы в условиях трансформации современного образования» и преподавателя кафедры Радовинчик О.А. «Особенности преподавания информатики в медицинском вузе в условиях цифровой трансформации образования». Доклады вызвали интерес и оживлённые дискуссии у коллег-учёных.
Цифровые инструменты оценочных процедур и мониторинговых исследований представлены в докладе старшего преподавателя кафедры медицинской, биологической физики и информатики Диденко О.Н. «Обеспечение репрезентативности выборки аутентичных источников историко-педагогического исследования».
Цифровая трансформация образования – это системное обновление целей и содержания обучения, инструментов, методов и организационных форм учебной работы. В цифровой образовательной среде для всестороннего формирования личности специалистов необходимо практическое внедрение освещённых выше концепций. Аспекты практического внедрения дистанционного, электронного и смешанного формата обучения в образовательных учреждениях разного уровня рассмотрены в докладе старшего преподавателя кафедры-организатора конференции Коваленко Е.В. «Использование технологий виртуальной реальности на занятиях в учебных заведениях медицинского профиля». Филологические аспекты цифровой трансформации обучения изложены в докладах наших коллег «Из опыта внедрения дистанционного и смешанного формата обучения при преподавании латинского языка в медицинском вузе» (доцент Агаркова А.А., г. Луганск) и «Актуальные психолого-педагогические и дидактические аспекты дистанционного обучения при преподавании иностранного языка в медицинском вузе» (доцент Агаркова А.А., доцент Коноводова В.Я., г. Луганск).
Участники конференции и приглашенные гости отметили разнообразие и актуальность проблематики конференции. По материалам конференции планируется издание сборника научных статей.
Кафедра медицинской, биологической физики и информатики благодарит всех, принявших участие в конференции, и надеется на дальнейшее благотворное сотрудничество!
Автор: старший преподаватель кафедры Диденко О.Н.